Игорь Гришин (grishin) wrote,
Игорь Гришин
grishin

Письма Королёвцев: о Генплане



Часто мне на почту приходят интересные письма, которые мне очень хочется опубликовать. Такое письмо пришло мне 8 апреля, но текст заставляет задуматься.

Автор Аркадий Рогов:

Может быть, не все ответы на вопросы, возникающие в связи с предстоящим обсуждением проекта Генплана города Королёва, мы сможем получить из этого документа, но получить их в том или ином виде всё же хотелось бы.

Первый вопрос – о границах городского округа Королёв.

Из уже опубликованных материалов видно, что 30% территории внутри этих границ к городу фактически не относятся. Это - Особо охраняемая природная территория национального парка «Лосиный остров», которая находится в федеральной собственности. Зачем она включена в черту города? Может быть, собственник платит за неё земельный налог в бюджет города? Ну, это вряд ли. Чтобы формально замкнуть все территории городского округа в одну границу? Но в этом нет никакой необходимости. Анклавы – не редкость (у России – Калининградская область, у Москвы –Зеленоград, у нашего города – Оболдино, Каховка). Негатив же для города при замыкании границы, в частности, в том, что создаётся впечатление, что наш город недостаточно плотно заселён, и сюда рвутся девелоперы-инвесторы, чтобы окончательно превратить его в каменные джунгли.

Разработка Генплана города – это хороший повод для прояснения отношений между городом и национальным парком. Пока что чувствуются взаимные претензии и неприязнь. Нет чётких границ между городом и национальным парком. Нет чёткого понятия и тем более – чётких границ так называемой «охранной зоны особо охраняемой природной территории». Если посмотреть на реальное состояние этих охранных и охраняемых территорий, то многие из них представляют скорее «зону бедствия», куда просто опасно заходить. Взять, например, квартал национального парка «Коржевские культуры» рядом с Финским посёлком. В нём добрая половина - мёртвых деревьев с облезшей корой, которые уже при лёгком порыве ветра могут упасть в самый неподходящий момент. И кого здесь, спрашивается, надо охранять: людей от бурелома или бурелом от людей? Между тем в городе прекрасно работает организация «Горзеленхозстрой», - недаром наш город занимает призовые места в области по благоустройству. Так не лучше ли, не эффективнее ли было бы передать этот квартал в ведение города и благоустроить его по всем правилам паркового хозяйства?

При урегулировании отношений с «Лосиным островом» следует решить также вопрос о транспортной доступности таких анклавов городского округа, как территории тех же СНТ «Оболдино», «Каховка» и др. Нет лучшей прогулки, чем проехаться туда на велосипеде, но сейчас пробираться туда приходится звериными тропами.

Но, пожалуй, самый главный вопрос, который возникает при ознакомлении с проектом Генплана города: будет ли и дальше расти число его жителей за счёт приезжих и не превратится ли он из наукограда в один из спальных пригородов Москвы, потеряв при этом свой статус?
По неподтверждённым данным, в настоящее время в городе зарегистрировано порядка 227 тысяч жителей. С учётом тех домов, которые уже построены, но ещё не заселены, и тех, которые будут достроены в ближайшее время, это число может увеличиться до 240 тысяч. А сколько ещё (или уже) получено новых разрешений на строительство, и это строительство уже не остановить, несмотря на мораторий…

Насколько известно, проектом Генплана предусмотрено увеличение числа жителей на 42 тысячи человек. Это вызывает тревогу: нам и сейчас уже тесно! Мы с тревогой и оторопью наблюдаем, как, то здесь то там, появляются высотные подъёмные краны и начинает расти очередной дом. И что уж говорить о вполне катастрофической ситуации в городских поликлиниках и больницах уже при нынешнем количестве жителей…
И не то чтобы люди мешают друг другу, тесноту создают прежде всего автомобили. 42 тысячи новых жителей – это примерно 20 тысяч новых автомобилей. А ведь многие из коренных жителей ещё не осуществили свою мечту об автомобиле. На 240 тысяч жителей через несколько лет будет приходиться не менее 100 тысяч личных автомобилей, а каждый автомобиль для своей парковки требует порядка 18 кв. м земли. А учитывая, что автомобилю надо иметь не только место, откуда ему можно отъехать, но и куда он мог бы приехать и остановиться (у места работы, у супермаркета и т.п.), то эту площадь надо чуть ли не удвоить, Уже сейчас дворовые территории заставлены машинами так, что выпустить ребёнка погулять во двор без присмотра взрослых мало кто может рискнуть. А что уж говорить о том кошмаре, который уже и сейчас творится на дорогах, о практически постоянных пробках, уносящих и время текущей жизни и сокращающих её продолжительность, вызывающие постоянный стресс и агрессивность у тех, кто за рулём, да и у пассажиров. Всё это резко ухудшает качество жизни.

Можно только приветствовать введение, по указанию губернатора, моратория на новое строительство в городе (именно в Королёве, а также в Балашихе) коммерческого жилья, запрет на точечную застройку. И хорошо бы продлить этот мораторий на срок действия Генплана, т.е. до 2035 года.

Строительство нового жилья на продажу лоббируется девелоперами - инвесторами: это же очень прибыльный бизнес. А город вроде бы заинтересован в этом строительстве для решения задачи расселения ветхого и аварийного жилья. Но хотелось бы понять, откуда берутся эти ветхие и аварийные дома. Нам говорят, что выявлено 129 домов, подлежащих сносу. Но что это за дома? Кто их собственники? Сколько этажей? Если это дома частные, одно-, двухэтажные, да ещё находятся на приватизированных земельных участках, то обновить их – это забота их владельцев, и во всяком случае здесь надо сохранить зону малоэтажной застройки. Примером тут может послужить Финский посёлок. В нём многие дома, которым далеко за пятьдесят, уже осовременены, переделаны на свой вкус, и многие жители многоэтажек не прочь были бы и обменяться с их жителями. Вот интересно, есть ли кто из жителей этого посёлка, кто согласится признать свой дом ветхим или аварийным? Ну, разве кто уж совсем немощный, одинокий, и лучшее место для него – социальный приют. Есть же такое выход из положения: человек сдаёт городу своё жильё, и даже не обязательно приведенное в аварийное состояние, и получает комнату в социальном учреждении с полным набором социальных и медицинских услуг. Ну а его аварийное жильё реализуется с выгодой для города при сохранении установленного Генпланом вида разрешённого использования (ИЖС – так ИЖС).

Наверное, жизнь и в Финском посёлке – не без проблем. Многие его жители пользуются земельными участками на правах аренды, и в любой момент договор аренды может быть расторгнут. Может ли быть достигнута бОльшая определённость благодаря Генплану? Казалось бы, есть вполне законное основание для бесплатной приватизации своих участков, в частности, статья 234 Гражданского кодекса РФ о приобретательной давности. Однако есть и другие законы в составе земельного законодательства, допускающие неоднозначное и широкое толкование для органов власти и адвокатов.

Но и оформив свой участок в собственность, вы можете попасть в ловушку. В конце 2014 года наши власти приняли решение о повышении земельного налога с 2015 года более чем в 10 раз (с переводом коэффициента от 0.03 на 0,3, да ещё с изменением налоговой базы – от номинальной стоимости земли на рыночную). Вот получим налоговое уведомление за 2015 год и посмотрим, что будет. Многие тогда свою собственность сочтут за обузу. Но ведь ничто не мешает властям повысить и арендную плату…

А что с многоэтажными домами? Не так давно наши власти замахнулись на снос нескольких сотен домов только из-за того, что они были построены 50 или более лет назад и по этому критерию признаны ветхими. При такой логике – и Кремль давно пора снести. Куда более привлекателен подход англичан: при реконструкции городской среды они сохраняют фасады зданий в неизменном виде, а внутри - всё современное. Конечно, это более затратно; у нас же ныне – чистоган тут правит бал.

Ещё к вопросу о плотности застройки. В Администрации города большой популярностью пользуется идея перевести значительную часть территорий промышленных предприятий под строительство высотных жилых домов на коммерческой основе. Аргументы такие: численность работающих на этих предприятий за последние 25 лет уменьшилась в несколько раз (назывались цифры: где-то вместо 18 тысяч стало три тысячи). Т.е. земля используется неэффективно. И надо её застроить!

Но! Если у предприятия есть перспективы расширения производства и при этом оно исправно платит налоги – какие могут быть вопросы? Вполне законна и сдача части территории и недвижимости в аренду. Но главное – при уменьшении производственных территорий город теряет возможность создания новых рабочих мест, новых высокотехнологичных производств. Всё большее и большее количество людей вынуждены будут искать работу за пределами города, всё меньше и меньше налогов с работающих будет поступать в городскую казну, всё невыносимее коллапс на автодорогах и в электричках. Город окончательно скатится на положение спального придатка Москвы и ближних городов с более социально-ответственной властью.

Призывая поставить заслон существенному увеличению населения города, хочу заранее возразить против ожидаемого обвинения: мол, ты-то хорошо устроился, живёшь в благоустроенном городе. А вот другие живут где-то в провинции, где нет работы и никакой культурной жизни. И они хотят жить не хуже, т.е. в таком городе, как наш Королёв. Но как же это опасно, как тревожно, что вся Нечернозёмная Россия практически обезлюдела, опустела, - люди сбиваются в мегаполисы и агломерации.

Как патриоты не только своего города, но и своей страны, мы должны стремиться к более равномерному заселению её территории. Невыносимо горько сознавать, что наши отцы и деды отдали свои жизни за эту землю, а теперь она оказалась никому не нужна, зарастает бурьяном и кустарником, а по весне полыхает пожарами. Горько и стыдно перед их памятью…

И здесь что-то надо делать на государственном уровне. Хочется верить, что государство сможет выработать такую политику, при которой качество жизни на селе будет не хуже, чем в городе. При достигнутом уровне информационных технологий уже никто, в самом глухом углу, не будет чувствовать себя оторванным от мира. К сожалению, мы пока идём «тем же путём, но в разных направлениях» (как сказал когда-то космонавт А.Н.Николаев). Т.е. мы создаём такие невыносимые условия городской жизни, при которых благом будет – бежать из этого муравейника, от этих стрессов, - на лоно природы.
А. Рогов


Об изменениях, внесенных в Генплан можно почитать тут: ссылка.

http://www.livejournal.com/friends/add.bml?user=grishinДобавить в друзья в ЖЖ
Основной Твиттер
Фэйсбук
Группа в Вконтакте
ВКонтакте
Запасной Твиттер

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment