Игорь Гришин (grishin) wrote,
Игорь Гришин
grishin

Градостроительство по-европейски



Королёв - уникальный город в Подмосковье, его структура улиц и дворов в центре не похожа на типичную застройку того времени, а напоминает структуру городов Европы и Северной Америки. Квартальная застройка - единственно правильное течение градостроительства, которое стимулирует как можно меньше пользоваться автомобилем, ходить ногами, делая соц.объекты ближе, а город в целом - уютнее.


Вариант справа типичен для российской действительности. Его начали активно использовать с 70-х по настоящее время. Таким способом застроили проспект Космонавтов, часть Новых Подлипок, часть Горького, Золотые ворота и так далее. Такая застройка стимулирует жителей пользоваться автомобилями, что ведет к снижению качества городской среды и неверной пропорциональности трат бюджетных средств. Избежать такой застройки можно только путем грамотного планирования генерального плана или перманентных профессионалов в муниципалитетах.



Для комфортной городской среды, а также с условием того, что улицы- это общественные пространства, нужно, чтобы застройка была не в глубине улицы, а шла вдоль неё, формируя красную линию. Именно поэтому квартальная застройка наиболее подходит для города. Дело в том, что это позволяет чётко разграничивать общественное и частное пространства. Улица- общественное, то, что внутри квартала- это личная территория жильцов. Такое разграничение позволяет уменьшить нигилизм жильцов, которые зачастую считают, что всё, что за порогом их квартиры- не их дело. Такое как раз распространено в наших микрорайонах, когда вроде как двор- твоя территория, но одновременно это и двор для трёх других домов. Если сложно понять чьё это, то и беречь и использовать эффективно вроде как не надо (это хорошо доказывает институциональная экономика).
пишет gre4ark

С другой стороны, когда вдоль улицы идёт линия домов, то легче выстроить активность первых этажей, что является залогом успешного эксплуатирования улицы как общественного пространства. Логика просто, если точка притяжения идёт вдоль тротуара, то куда больше шансов, что в неё кто-нибудь зайдёт (осознано или случайно), а там где люди, там и бизнес. Ну и конечно же, входы в здания должны быть на уровне земли, все эти лестницы и тому подобное- нежелание делать для людей и только.

Помимо прочего, квартальная застройка позволяет строить компактно, с высокой плотностью. Первоначально может показаться, что это неправильно, но это не так. За счёт высокой плотности добивается компактность города, когда до нужной точки не 10 километров, а, условно, 3. За счёт этого улучшается пешая и велосипедная доступность большинства объектов. Более того, большие пустые пространства (пустыри) негативно воспринимаются человеком. Пустое пространство хочется быстрее покинуть, при этом, люди интуитивно пытаются пройти его поближе к домам или иным объектам.

Именно поэтому застройка должна быть смешанной, когда идёт, условно, жилой дом или квартал, а за ним офисный квартал, или торговый дом и типа того. В этом случае получится ослабить маятниковую миграцию, или, как минимум, "размазать" её по городу, чтобы она была более-менее равномерной, также районы не будут вымирать. Помимо этого, это шаговая доступность объектов, что не провоцирует пользоваться постоянно машиной (зачем? тут пешком 5 минут/ на велосипеде 2 минуты до нужного магазина/работы).

Второй важный момент в зданиях- этажность. По идеи, чем выше цена земли, тем выше дома- так застройщики реагируют на спрос, но это не значит, что город не должен контролировать эту сферу. Общепринято застраивать территорию среднеэтажными домами (примерно до 6-7 этажей). Ян Гейл аргументирует это тем, что при такой застройке возможен визуальный контакт человека в здании с улицей и наоборот, то есть здания не превращаются в обезличенные железобетонные коробки. Я же не столь категоричен, и считаю, что максимальная этажность- 8 этажей. Дело в том, что чем выше дом, тем больше нагрузка на инфраструктуру города, кроме этого, в больших домах-муравейниках пропадают добрососедские отношения, ведь запомнить всех становится элементарно трудно. Многоэтажные же российские джунгли ещё аукнутся нашим городам.

Но и в малоэтажное строительство тоже не следует уходить. Во-первых, расширение города негативно сказывается на транспорте, ведь если город компактный, ты легко и быстро можешь добраться пешком/на велосипеде, но если ехать километров 20-30, то ты скорее выберешь машину. Поэтому город должен быть плотным, а не расплывчатым. Во-вторых, с нашим климатом города не потянут прокладку центральных коммуникаций к каждому дому, да и на дорогах можно будет разорится. В-третьих, такая плотность делает вопрос организации общественного транспорта крайне
сложным и дорогим, что опять же приводит человека к необходимости покупки автомобиля.


На недавней встрече с жителями глава города Ходырев сказал, что расселение ветхого жилья будет не быстрым, движение очереди ещё более медленным, так как земли для строительства нет, а сносить хорошие здания никто не даст :)))) Он высказал идею, что можно построить 9-12 этажный дом, куда начнут переселять жителей из ветхого жилья. Таким образом, число жителей в Королёве за счет строительства меняться не будет. Дома будут муниципальные, панельки, не монолит из кирпича, конечно, но, что особенно радует, они будут невысокими.

У нас есть уникальный шанс исправить градостроительные ошибки предыдущих властей в некоторых районах города, как градостроительные, так и архитектурные. Во-первых, можно строить дома не серого цвета, а как на примере ниже. Во-вторых, можно заранее застеклить балконы. В-третьих, можно заранее отделить туалеты от ванн, а кухни сделать больше 3-5 квадратных метров. В-четвертых, поменять городские сети на обновленные, которые будут служить не одно десятилетие. В-пятых, учесть все ошибки предыдущего панельного строительства. В-шестых, строить территории смешанной застройки: тип застройки территории, где жилая, коммерческая, офисная, культурная, социальная, индустриальная и др. типы застройки перемешаны между собой и находятся в пешей доступности друг от друга.

После Ходырев сказал одну очень ключевую фразу: мы европейцы, мы всё будем делать по-европейски. Сказать такую фразу во время холодной войны с "западом" можно только поняв, что Королёвцы не воспринимают антизападную истерию, а европейский образ жизни остается для нас ориентиром, а плыть против течения - не выгодно. Вот давайте посмотрим на ряд примеров архитектурных решений в России, Европе и концептах архитекторов.

01. Пример модернизации типичной пятиэтажки. Особенно радуют централизованно остекленные балконы. Не хватает только кожухов для кондиционеров :(


02.


03. Вход в дом с облицовкой под кирпич. Разбитые стекла и расписанные двери - следствие недосмотра власти, полиции по теории разбитых окон.


04. Нет, ничего не сломают, если делать всё как надо :)


05. В некоторых европейских городах снега не меньше, чем у нас, но балконы не остекляют. ДА, БАЛКОНЫ МОГУТ БЫТЬ НЕОСТЕКЛЕННЫМИ!!!


06. Концепт-арт художника, который изобразил квартал смешанного типа застройки.


07. Отличный подъезд офиса между домами!


08. Жить без парковки и автомобилей в 3 метрах от подъезда не только можно, но и нужно!


09. При этом, особое внимание уделяется природным материалам.


10.


11.


12. Обратите внимание на архитектуру, её как бы нет, но она есть!


13.


14. Оранжевые заборы охраняют велопарковку. Но я бы обратил внимание на коричневые заборы слева, там находятся небольшие придомовые участки, где жители первых этажей могут растить цветы и отдыхать. Традиционно первые этажи - не самое продаваемое место для жизни, так можно повысить привлекательность и продать их быстрее.


15. Прекрасная внутридворовая территория.


16. Нет парковки во дворе! Потрясающе!


17. Конфликт общества с городом средой прямо во время выхода из квартиры начинается из-за отсутствия прозрачных дверей в подъездах.


18. Вариант с парковкой.


19.


20. За забором велопарковка.


21. Отличный пример недорого и красивого жилья. Этот дом - реставрация старого жилья, которое нуждалось в капитальном ремонте.


22.


23.


24. Лифт для инвалидов, например.


25. Велопарковка у выхода из дома. Да, эо возможно!


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34. Белая плитка в подъезде бывает там, где хорошая и порядочная управляющая компания.


35. Не обязательно иметь серые многоэтажки или строить дома в стиле "вырви глаз".


36.


37. Природа - главное


38. Ещё одна реконструкция пятиэтажки.


39.


40.


41. Очередной концепт-арт


42. Реально существующий дом


43. Представьте себя, выходящем на работу в 8 утра сотрудником Энергии из такого квартала. Прямо хочется запускать ракеты


44. Город может быть красивым!


В следующий раз расскажу и покажу какими могут быть общественные здания! Не переключайтесь :)

http://www.livejournal.com/friends/add.bml?user=grishinДобавить в друзья в ЖЖ
Основной Твиттер
Фэйсбук
Группа в Вконтакте
ВКонтакте
Запасной Твиттер

Tags: Альтернатива, Велодвижение, Генпалн, Городские проекты, Европа, ОбликКоролёва, Прогулки, Строительство, благоустройство

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments