Игорь Гришин (grishin) wrote,
Игорь Гришин
grishin

Что делать с железной дорогой в Королёве?



В 80-х годах XIX века от Мытищ до Щелково провели прямую железнодорожную ветку через земли, ставшие через полвека сердцем отечественной космонавтики. Город рос и развивался, появились Подлипки и Завокзальный район. В 2016 году проектом Генплана были предусмотрены автомобильные эстакады через жилые районы, жители выступили категорически против, я и тогда, и сейчас выступаю против автомобильных трасс среди плотной городской застройки. Эстакады удалось отбить и в проект Генплана внесли поправки, эстакад не будет (за исключением эстакады с Фрязинского переезда).


Так что же делать со связью между районами города? Выход есть! И даже не один.
Специалисты в области общественного транспорта пользуются распространенной в западной практике классификацией прав преимущественного проезда Rights-of-Way – ROW, введенной профессором Пенсильванского университета Вуканом Вучиком много лет назад. Классификация прав преимущественного проезда состоит из трех категорий, которые названы по первым буквам английского алфавита A, B, C. Согласно этой классификации электрички принадлежат к классу ROW-A — полностью обособленные рельсовые пути и полосы движения, но в Королёве как минимум 7 наземных переходов через железную дорогу, через них жители регулярно ходят по делам. Каждый раз мы рискуем оказаться под поездом из-за железной дороги посреди города. ROW-A предполагает весьма значительные инвестиции для строительства путей в эстакадном и тоннельном прохождении, посадочных терминалов и другой инфраструктуры, это неотъемлемая часть железнодорожных путей пригородного сообщения.



Ниже мы рассмотрим варианты переходов для Королёва в классе ROW-A.

Вариант №1: Одноуровневый переход



Такой переход состоит: из мини-лабиринта-змейки, которая не даёт людям пойти до перехода по прямой, а заставляет пройти сначала влево, а потом обратно, вправо; из светофора и динамиков. Такой переход есть, например, в Перловке. Мы с Валерием Аркадьевичем Огляром были там в воскресенье и посмотрели как он работает. Спойлер: светофор и динамики бесполезны. На светофор всем плевать, он горит красным даже спустя минуту после того, как прошла электричка, а объявления по динамикам звучат задолго до проезда поезда. Люди не ждут и идут вперед к лабиринту — единственному полезному элементу этой системы.

Такой переход очень хорош в густонаселённом городе только краткосрочном периоде, так как он не обеспечивает основную цель — 100% обособление железнодорожных путей от граждан. В селе, деревне или в маленьких городах такие переходы удобны, оптимальны, но не в Королёве, где такими переходами будут пользоваться десятки тысяч граждан в сутки. Валерий Аркадьевич Оголяр даже снял блог об этом переходе:




Вариант №2: подземные велопешеходные тоннели



Раз на одном уровне переход делать нельзя, необходимы разноуровневые переходы!) Тоннель самый оптимальный вариант. Во-первых, они без лестниц, а значит будет максимально удобен для мам с колясками, пожилых людей, инвалидов и велосипедистов, а значит и перебегать дорогу смысла нет, ведь спуск без лестниц! Если Вы всё ещё думаете, что нужны надземные переходы с лестницами, то с Вами что-то не так и вообще пройдите на сайт о вреде таких переходов: ссылка. Во-вторых, РЖД отлично умеет строить такие тоннели для автомобилей, а тут нужен поменьше и для пешеходов. В-третьих, это комплексный вариант решения проблемы и потом он мне нравится больше всего.

В Королёве нужно 3 таких перехода: в Подлипках, рядом с Акуловским водоканалом и у 17-й гимназии в Новых Подлипках, где переход в Юбилейный. Один такой переход стоит в ~4-5 раз дешевле эстакад, порядка 300-400 млн рублей против 1,5 или 2 млд в зависимости от комплектации. А раз в Королёве предлагалось сделать 5 эстакад, а осталась одна, то берем цену одной эстакады 1,7 млд, умножаем на 4 и делим полученный результат на 300-400 млн, =17. 17 тоннелей можно было бы реализовать за деньги на эстакады, а нам нужно всего 3 перехода, то есть цена одной самой малюююююсенькой эстакады ~1,2 млд. Очень важно предусмотреть отсутствие возможности использовать их для автомобильного движения. Они должны быть только для пешеходов и велосипедистов.



Вот в Амстердаме недавно открыли такой переход, посмотрите какая прелесть! Загляденье!





Вариант №3: фантастический! Закопать!


Из альбома "Эко-Королёв" студентов МАРХИ от 2012 года.

Да-да! Заглубить железную дорогу на несколько метров, а на месте путей развивать парки, скверы, социальные учреждения. Поверху пустить машины и объединить площади у "Зари" и "Весты" в одну большую. Да, выглядит фантастично, но Вы вспомните как строили первые станции метро в Лондоне: вырывали котлован, строили станцию и закапывали. Это выйдет гораздо дешевле, чем строить метро на большой глубине, опустить на 20 метров под землю каких-то 3,5 км до Болшево. Я убежден, к 2040 году мы придём к необходимости заглубления линии и решения проблемы конца XIX века в середине XXI века. Идея родилась во время публичных слушаний по Генеральному плану в 2012 году, тогда жители самоорганизовались и нарисовали свой Генплан будущего. Им помогали студенты МАРХИ, различные специалисты и просто жители.

Вперед, в тоннель!

Большое спасибо Кириллу Вадимовичу Янкову – члену общественного совета при Министерстве транспорта РФ за помощь в подготовке поста :)

При подготовке поста использовалась книга профессора Вукана Вучика "Транспорт в городах, удобных для жизни" и материалы Фонда развития городов "Городские проекты".


Всё самое свежее я теперь публикую в Группе Вконтакте. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать посты, подписывайтесь на Дайджест новостей! Это почтовая рассылка самых интересных новостей и статей за последнее время, связанных с городом.

И не забывайте про Твиттер, Фейсбук и Ютюб

… и ещё сайт о Генплане Королёва!


Tags: Генплан, Королёв, РЖД, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “РЖД” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments